Примечание: дополнительный материал к статье Кто-то 1
Данная статья является заключительной частью серии материалов, начинающихся со статьи «Ничто», а затем «Нечто» и «Кто-то 1». Напомним основные утверждения предыдущих статей:
(1) Абсолютно Ничто никогда не существовало. Если бы это было не так, оно существовало бы и по сей день. Но вместо него существует Что-то Другое. Например, вы.
(2) Поскольку Абсолютно Ничто никогда не существовало, во временном пространстве вечно существовало Что-то. Можно назвать его Вечным Что-то. Вечное Что-то не имеет начала и конца; не имеет нужд, каких Оно не могло бы Само удовлетворить; Оно может делать все, что угодно и всегда превышает все Им сотворенное.
(3) Вечное Что-то – не механизм; Его не может контролировать какая-либо сила извне. Вечное Что-то не будет что-либо создавать из-за необходимости, поскольку у Него нет неудовлетворенных нужд. Таким образом, чтобы произвести Что-то Другое, Вечное Что-то должно принять решение это сделать. Это означает, что Вечное Что-то обладает волей; следовательно, Оно личностно. Исходя из всего выше сказанного, Вечное Что-то является Вечным Кто-то (или Вечными Кто-то).
Итак, теперь нам следует определиться с тем, какое местоимение использовать вместо «Оно», поскольку мы выяснили, что Вечное Что-то — это Вечный Кто-то. (Логичнее всего употреблять местоимение «Он», но в нашей дискуссии род не имеет особого значения.)
Поскольку Вечный Кто-то не имеет нужд, каких Он Сам не мог бы удовлетворить, Его существование не зависит от каких-либо условий. Он существовал прежде, чем начало существовать что-либо другое. Все, что Его окружало, должно было быть Им сотворено, потому что кроме Него не было ничего.
Очевидно, Вечный Кто-то трансцендентен. Это означает, что Он может существовать вне времени и пространства. Он существовал вечно, следовательно, Он не подвластен времени. И поскольку Он не зависит от какой-либо среды, Его существование находится вне пространства.
Будучи независим от времени и пространства, Вечный Кто-то может быть невидим. Видимо лишь то, что существует в пространстве. Если же что-то существует вне пространства, как мы можем его увидеть? Поэтому, скорее всего, Вечный Кто-то невидим и не нуждается в каком-либо теле или форме.
Продолжая дискуссию, давайте предположим, что Вечный Кто-то принимает решение сотворить Что-то Другое (или Кого-то Другого). Вечный Кто-то производит на свет Кого-то Другого, который по образу напоминает Вечного Кто-то. Кому-то Другому тоже свойственно самообладание — необходимая составляющая воли. Итак, Кто-то Другой является личностью и обладает волей.
Какое еще определение мы можем дать Кому-то Другому? Может ли он существовать вне времени? Нет, потому что он не существовал вечно. У Кого-то Другого есть начало. Следовательно, он ограничен рамками времени.
Вспомним, что все сотворенное Вечным Кто-то, является по рангу ниже Его Самого. Все сотворенное ограничено временем и пространством. Этого нельзя избежать. Итак, даже если Кто-то Другой может существовать в будущем, он все равно имеет свое начало во времени. На самом деле, время существования Кого-то Другого размещено в (бесконечном) временном пространстве Вечного Кто-то.
А что можно сказать о пространстве? Ограничен ли Кто-то Другой пространством? Да. Лишь Вечный Кто-то не нуждается в какой-либо определенной среде. Кто-то Другой, напротив, нуждается в определенных условиях для своего существования, но каких? Подумайте о времени и пространстве. Кто-то Другой существует во временном пространстве Вечного Кто-то. То же самое касается и пределов пространства. Кто-то Другой существует внутри пространства Вечного Кто-то.
Вечный Кто-то безграничен в пространстве. Таким образом, Он может находиться всюду, как во времени, так и в пространстве. Что касается Кого-то Другого, то он, будучи творением, существует внутри времени и пространства Вечного Кто-то. Именно Вечный Кто-то является той средой, в которой будет существовать Кто-то Другой! Итак, мы пришли к выводу, что существует некий Кто-то Другой, а Вечный Кто-то существует повсюду и вокруг него. Но есть одна проблема. Кто-то Другой не может видеть Вечного Кто-то, поскольку Вечный Кто-то находится вне пространства. Он не занимает лишь какую-то часть пространства, потому что Он Сам занимает все пространство. Чтобы Его обнаружить, необходимо обладать способностью видеть все время и все пространство одновременно. Но это невозможно.
Итак, Кто-то Другой не может увидеть Вечного Кто-то. Что же должен делать Вечный Кто-то, если Он хочет, чтобы Его увидели? Он должен перестать быть трансцендентным, на какое-то время, конечно. Возможно такое допустить? Да.
Мы не должны забывать, что для Вечного Кто-то нет ничего невозможного. Если Он хочет, Он может сделать так, чтобы Кто-то Другой смог Его видеть. Но каким образом?
В этом мире определить существование другого существа возможно посредством зрения, запаха, прикосновений, вкуса и слуха. Если Вечный Кто-то наделил Кого-то Другого способностью видеть или слышать, тогда Он может явить Себя Кому-то Другому (1) в осязаемом виде, (2) Он может заговорить с Кем-то Другим или же (3) сделать то и другое одновременно. Таким образом, Вечный Кто-то на время перестанет быть трансцендентным, чтобы Кто-то Другой смог Его обнаружить.
Помните, что Кто-то Другой был сотворен. Следовательно, он ограничен временем и пространством. Какой бы природой он не обладал, его легко обнаружить во времени и пространстве. Поэтому все, что нужно сделать Вечному Кто-то, это решить, какую форму Он придаст Кому-то Другому. Это является одним из способов явить Себя.
Но возникает один вопрос: Если Вечный Кто-то может перестать быть трансцендентным, означает ли это, что Он являет Себя полностью? Нет! В Нем намного больше того, что остается для нас тайной. Несмотря на то, что Он мог бы открыться нам намного больше (во всей Своей трансцендентности), Кому-то Другому неподвластно полностью познать и понять Вечного Кто-то.
Интересно то, что выше описанный сценарий в точности совпадает с тем, что говорит Библия. Все мы похожи на Кого-то Другого. Каждый из нас ограничен временем и пространством. Бог же является Вечным Кто-то, явившим Себя в образе Иисуса Христа. Чтобы узнать больше об этом, см. ниже…
1. Бог — это Вечный Кто-то. Он всегда был, есть и будет.
Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог. (Псалтирь 89:3)
Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. (Исаия 40:28)
Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, (Исаия 44:6)
А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живой и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его. (Иеремия 10:10)
Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. (От Иоанна 8:58)
Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. (К Евреям 13:8)
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. (Откровение 1:8)
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. (Откровение 22:13)
2. Бог невидим.
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (От Иоанна 1:18)
«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». (От Иоанна 4:24)
«Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь». (1-е Тимофею 1:17)
«…которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может». (1-е Тимофею 6:15-16)
3. В каком-то смысле мы существуем в Боге, потому что Он — повсюду, хоть и отдален от Нас.
«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу»? (Псалтирь 138:8)
«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: „мы Его и род”. (Деяния 17:24-28)
4. Все, что только возможно сделать, может быть сделано Богом.
«Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры [будет] сын». (Бытие 18:14)
«Бог наш на небесах; творит все, что хочет». (Псалтирь 113:11)
«Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю». (Исайи 46:9-10)
«А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно». (От Матфея 19:26)
«…ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». (От Луки 1:37)
5. Бог может стать «нетрансцендентным». Он может явить Себя, приняв образ человека.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (От Иоанна 1:1)
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». (От Иоанна 1:14)
«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1-е Иоанна 1:1,2)
«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано». (Колоссянам 1:15-16)
«Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте». (К Евреям 1:3)
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (К Филиппийцам 2:5-8)
6. Когда Бог являет Себя, часть Его остается для нас тайной, однако то, что Он являет, и есть Он Сам.
«Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня». (От Иоанна 14:28)
«Я и Отец – одно». (От Иоанна 10:30)
«Видевший Меня видел Отца». (От Иоанна 14:9)