Кто сказал: «Религия — опиум для народа»? Что именно он имел в виду? Кажется, он мог иметь в виду, что религия заглушает разум, что она вызывает привыкание, что она заменяет реальную жизнь, что требует много денег. Чуть дальше мы рассмотрим эту знаменитую цитату поподробнее, а пока запомним эти варианты, которые сразу приходят в голову.
Ещё один вопрос для наиболее информированных: когда европейская медицина впервые описала случай наркотической зависимости, как болезнь? Правильный ответ — 1877 год.
В 1877 году германский медик Левенштайн впервые описал зависимость от морфия, как болезненное состояние. Сам Левенштайн, тем не менее, считал наркозависимость одной из человеческих страстей, таких, как [цитирую] «курение, азартные игры, жадность к прибыли, сексуальные излишества и пр.»
Когда я впервые узнал об этом, я был удивлён, поскольку считал, что наркомания была всегда и везде. Оказывается, в прошлом веке опиум прописывали как болеутоляющее средство при самых незначительных недугах. Опиум был доступен, но наркомания, как явление, отсутствовала.
Что же случилось? Произошёл непростой социальный процесс, описание которого выходит за рамки данной статьи. Стоит только упомянуть, что этот процесс оказался необратимым и сегодня уже нельзя просто так вернуть опиум в аптеки и рассчитывать на то, что к нему не пристрастятся. В этом историческом факте можно обнаружить намёк на то, что дело, возможно не в самом наркотическом веществе, и не в организме человека — ни то ни другое особенно не изменилось за 120 лет.
Медицина составила примерно такую, так называемую, «классическую картину» наркозависимости (в порядке проявления):
Привыкание -> мания -> ломка. Здесь содержится одновременно и описание самой наркозависимости, и её последствий. Это всё всем давно известно. Мы это знаем. Но то, что мы об этом знаем, не означает, что мы уже сделали свой выбор.
Рано или поздно, в жизни многих из нас, наступит момент, когда придётся серьёзно выбирать: знакомый предложит покурить, или таблетку на дискотеке, или даже бесплатную инъекцию; найдёте у брата или сестры использованный шприц, или почувствуете характерный запах, после того, как он выходил на балкон или на лестничную клетку покурить; ваша подружка или молодой человек будет «баловаться травкой»; и т.д.
Как мы делаем этот выбор? Я помню, как я мыслил, когда был студентом. Во-первых, я очень гордился тем, что воздерживался от алкоголя и не курил. При очень сильном давлении со стороны компании, я мог сослаться на аномальное строение своего сердца. Если верить врачам, оно расположено под углом 90% по отношению к обычному варианту. Врачи, поэтому, посоветовали мне не пить и не курить. Впрочем, курить я бросил сам в шестом классе после четырёх лет выкуривания примерно одной сигареты в день.
Во-вторых, я думал, что буду популярен у девушек, если буду придерживаться той же позиции. Каким же шоком для меня было, когда от одной девушки, которая привлекала к себе почти всё моё внимание, я услышал, что, мол, наркотики тоже надо попробовать, как и всё в жизни. Я сразу почувствовал себя неполноценным. Я сказал, что, может быть и надо всё попробовать, но, зная себя, зная что я очень быстро ко всему привыкаю, я решил не связываться с наркотиками. Кому-кому, а мне — это верная дорога к зависимости. Если бы я больше стремился к популярности у девушек, чем боялся наркотиков, кто знает ещё, где бы я сейчас был.
После этого я очень часто слышал от разных людей фразу, что « в жизни нужно всё попробовать». Интересно, что почти везде, где её произносят, речь идёт о наркотиках.
Но я представил только один способ выбора. Есть ещё такой подход: «да, действительно, в жизни нужно всё попробовать, наркотики очень опасны, но если к ним не привыкать, то ничего страшного не произойдёт. Просто получишь удовольствие или просветление, расширение сознания. Сможешь взглянуть на всю жизнь совсем другими глазами, увидеть и понять то, что не понимают другие! Просто выбери наркотик, к которому не привыкают. Есть такие особые наркотики.»
Или ещё более «смелый» подход: «Даже если привыкнешь, главное, чтобы не было ломки. Тогда можно будет бросить в любой момент по желанию воли. Так что выбирай наркотик, от которого не бывает ломки. Есть такие особые наркотики.»
В общем, почему бы и нет? Вот и Библия, ведь, не содержит в себе запрещения использовать наркотики. Если не запрещено, значит разрешено, не так ли?
Сначала я хочу подчеркнуть то, что очевидно:
Бог не хочет разрушения нашей жизни. Он стремится оградить нас от попадания в рабство, в зависимость от чего-либо. Он дал нам заповеди, чтобы защитить нас. Человек, попавший на стадию мании, готов на всё. Божиих заповедей для него больше не существует, потому что заповеди ему диктует безудержное стремление сохранить контакт с наркотиком.
Бог говорит: «Не укради». Мания говорит: «Если нет денег, кради, чтобы купить дозу.»
Бог говорит: «Да не будет у тебя других Богов, кроме Меня.»
Мания говорит: «Наконец-то ты нашёл настоящего Бога. Он утешит тебя и защитит от зла.»
Бог говорит: «Не лги.» Мания говорит: «Скажи маме, что нужны деньги, чтобы пересдать зачёт. На них купи дозу.»
Бог говорит: «Не соверши убийства.» Мания говорит: «Он не хочет давать тебе денег. Это гнусно с его стороны. Я не хочу его убивать, но что делать?»
Бог говорит: «Приди ко Мне». Мания говорит: «Тебе ничего не нужно, кроме наркотика.»
Список можно продолжать.
Теперь о менее очевидном.
Почему люди становятся наркозависимыми?
Теория первая, «химическая»: Химия наркотика влияет на химию организма. Есть такие наркотики, к которым неизбежно привыкнешь. Следовательно, есть и такие, к которым не привыкнешь. Согласитесь, согласно этой теории наркотическим веществам приписываются сверхъестественные, даже волшебные свойства.
Есть несколько фактов, которых данная теория выдержать не может.
-
Вьетнамские ветераны. Во время вьетнамской войны среди американских солдат было немало наркозависимых. Если бы эта теория была верна, то им уже не было бы пути назад без особого интенсивного лечения. Однако после войны большинство «героев героина», как их называла советская пресса, вернулись к нормальной жизни без особых усилий.
-
Животные. Первая серия экспериментов с наркотиками над животными вроде бы подтверждала «химическую» теорию — животные быстро становились наркозависимыми. Но скоро учёные усовершенствовали эксперименты: в отличие от первых опытов, они стали предоставлять животным выбор. Если сначала выбор мышей заключался только в том, давить или не давить на рычаг, выдававший дозу, то теперь у них было несколько рычагов, только один из которых отвечал за выдачу наркотика — остальные рычаги предоставляли обычную пищу. Так вот, в результате усовершенствованных экспериментов животных не удалось сделать наркозависимыми.
-
Младенцы. К сожалению, некоторые мамы рожают детей, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Акушеры свидетельствуют, что родившиеся в таких условиях дети часто нуждаются в незначительном количестве алкоголя или наркотика для нормализации жизнедеятельности организма. Это не удивительно, но вот что мешает «химической» теории, так это то, что дети не остаются наркоманами, а очень скоро полностью теряют какую-либо зависимость от наркотика.
-
Больные. Те больные, что нуждаются в существенных дозах наркотика для утоления боли, не привыкают к наркотику, а наоборот, приветствуют снижение дозировки, и в конце концов, отмену наркотического препарата. Если бы «химическая» теория была верна, картина должна была бы быть обратной.
-
Опиум в 19 веке — вернёмся к цифре 1877. Европейцы девятнадцатого века достаточно времени и в достаточном количестве использовали опиум, чтобы по «химической» теории, в массе пристраститься к наркотику. Однако этого не произошло.
Итак, «химическая» теория, что была выдвинута одной из первых, одной из первых же и перестала удовлетворять учёных.
Теория вторая, «химико-генетическая»: Некоторые люди предрасположены к наркомании генетически (существует ген, вызывающий ускоренное усвоение наркотиков и алкоголя) или химически (организм вырабатывает недостаточно эндорфинов — веществ, которые вызывают ощущение удовольствия). Иными словами, наркоманами рождаются, а не становятся.
Увы, и эта теория не выдерживает испытания фактами. Да, действительно, у некоторых северных народов обнаружен ген, из-за которого организм быстрее усваивает алкоголь. С этим связали высокий средний уровень алкоголизма среди эскимосов и других жителей Арктики. Однако последующие исследования выявили такой же ген и у корейцев, и у японцев, — народов, среди которых алкоголиков меньше, чем у многих других, с «нормальными» генами.
Что касается нехватки эндорфинов, то исследования баланса этих веществ у наркоманов показало малый процент среди них тех, чей организм вырабатывает недостаточно эндорфинов.
Итак, наркоманами, всё-таки, не рождаются.
Теория третья, «сильных ощущений»: Удовольствие от наркотика слишком превосходит всё, что человек может испытать в реальной жизни.
Факты: сами наркозависимые описывают изменение сознания, которое приносит героин, не как эйфорию. Опрос в Британской Колумбии: 71 наркоман, настроение сразу после приёма героина (можно было дать несколько описаний):8 — «радостное волнение», 11 — «просто веселье и радость», 65 — «расслабление», 53 — «освобождение от забот». Вообще, подобные ощущения можно легко получить, попарившись в сауне или русской парной.
Может быть, вы слышали о том, что наркотики позволяют получить несравнимое удовольствие от секса. Факты говорят о том, что ничто другое вернее и быстрее не приводит к полной потере способности к половой жизни.
Цитата: «Ощущения человека, принимающего наркотик, вообще говоря, нельзя назвать наслаждением, и если наркоман считает это верхом счастья, то это только ещё раз показывает отчаянную пустоту жизни наркомана в смысле его неспособности получать радость от того, что должно её приносить, и исполненность его жизни постоянным разочарованием и неразрешимым, неоставляющим напряжением». Это сказал учёный, а не проповедник.
Итак, нет достаточно хорошей теории, которая только с медицинской, химической, генетической, психологической точек зрения, или при помощи их комбинаций, могла бы удовлетворительно ответить на вопрос: «Почему люди попадают в зависимость от наркотиков?»
Поэтому, прежде чем последовать совету «попробовать всё в жизни» и действительно попробовать наркотик, к которому, как вам сказали, не привыкают, или от которого, как вам сказали, нет ломки, осознайте, что на самом деле вы не знаете, чем дело кончится в вашем случае.
А может быть, всё таки есть люди, которые более склонны к наркомании? Может быть я правильно говорил своей знакомой, что, так как я быстро ко всему привыкаю, то больше остальных рискую попасть в зависимость? Факты говорят о том, что есть такой образ жизни, который провоцирует наркозависимость.
Исследования в негритянских районах крупных американских городов выявили кое-что общее между наркозависимыми: их образование не даёт почти никаких практических знаний, они не могут найти себе работу, или карьеру, или вообще какое-либо занятие, вокруг которого могла бы вращаться его жизнь. Таким образом, пристрастие к наркотикам помогает ему избавиться от ощущения пустоты жизни — постепенно его жизнь наполняется употреблением наркотиков, как настоящей профессией, или призванием: их нужно искать, выбирать; нужно где-то добывать деньги на них; следить за постоянством снабжения и поддерживать необходимый запас; уходить от усилий правоохранительных органов; выполнять настоящие ритуалы приготовления и потребления наркотика. Для наркомана — это целая профессия, вокруг которой можно строить жизнь.
В целом, наркоман живёт без надежды. Он не любит жизнь, в ней нет смысла. Это его ощущение только углубляется по мере того, как он всё дальше уходит от реальности. Ломка — ничто иное, как временное полное возвращение к реальности. Все проблемы, вся безнадёжность сразу сваливается на человека, и он спешит избавиться от дискофорта, восстановив контакт с наркотиком.
Сила притяжения героина не в химии, и не в удовольствии, а в том, что он даёт ощущение, что всё не так уж и плохо. Когда жизнь видится, как нескончаемая череда поражений, ненужных обязанностей, бессмысленной борьбы, наполненной скорее угрозами, чем возможностями, — добро пожаловать, героин.
Поэтому наилучшим противоядием является не сила воли, а подлинная радость, умение получать удовольствие от жизни, а также уверенность в том, что ваша жизнь имеет значение, а ваши знания и действия способны что-то изменить. Эти слова — почти дословная цитата, и опять не из проповедника, а из учёного.
Со стороны может казаться, что приятель, который предлагает попробовать наркотик, обладает чем-то, чего нет у меня, как будто его жизнь полнее моей. Мне нужно помнить, что на самом деле его жизнь если ещё не совсем пуста, то скоро станет таковой. Его реальность такова, что он уже бежит от неё.
Христос хочет, чтобы мы имели жизнь, и имели с избытком. Уже поэтому, можно сказать, что Он не хочет видеть нас ни на игле, ни «балующимися травкой».
Вернёмся к Марксу. Помните, в начале статьи мы упомянули его высказывание о религии, как об опиуме для народа? В каком году умер Маркс? В 1883. Сопоставьте этот факт с датой описания наркомании, как болезни доктором Левенштайном. Скорее всего, Маркс не дожил до того момента, как наркотик стал в обществе символом опасности, одурманивания, ухода от реальности.
Когда Маркс сказал, что религия — опиум для народа, он не пытался оскорбить религию. Напротив, опиум в его время был одним из самых долгожданных открытий, и ещё не вызывал зависимость. Его функцией считалось только болеутоление. Христианство не является наркотическим средством расширения сознания. Однако общение с Богом, действительно, утоляет боль. Маркс считал, что простому народу больно жить всегда, поэтому нужда в болеутоляющем будет, пока народу не перестанет быть больно. Однако, причину боли он видел в экономической системе. Он думал, что как только мир перестанет быть бессердечным, а капитализм сменится идеальным экономическим обществом, нужда в религии исчезнет. Проблема в том, что мир не станет идеальным никогда. Страдания и боль никуда не денутся. Христос сказал: «Придите ко мне, все, труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас.»
Духовный поиск больше, чем чтение статей. Если вы хотите пообщаться с кем-то на эту тему, пишите!
Статья написана Дмитрием Киселёвым («Новая жизнь») на основе работ Стэнтона Пили (Stanton Peele) (www.peele.net)